Папуловская Наталья Владимировна, аспирант, ассистент Базовой кафедры «Аналитика больших данных и методы видеоанализа», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Прытков Даниил Иванович, аспирант кафедры информационных технологий и систем управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Аннотация
В работе представлена разработка адаптивной системы управления дорожным движением (СУДД) для одиночного перекрёстка, направленной на повышение его пропускной способности. Предложенное решение представляет собой цифровой прототип интеллектуальной СУДД, реализованной на языке Python и включающий графический интерфейс пользователя (GUI) для мониторинга и настройки. Для сбора данных о транспортных средствах (ТС) и пешеходов был интегрирован модуль машинного зрения на основе нейронной сети YOLOv4‑Tiny. Система реализует алгоритм управления, подстраивающий временные параметры светофорных фаз в реальном времени согласно 3 разработанным сценариям: ночной, часы пик и средняя нагрузка. Для проведения сравнительного анализа эффективности была создана имитационная модель цифрового двойника (ЦД) в среде AnyLogic. Моделирование включало оценку пропускной способности при различных сценариях. Результаты показали, что внедрение адаптивных алгоритмов управления снижает среднее время проезда перекрёстка на 14-32 % по сравнению с традиционными статическими алгоритмами.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровой двойник, система управления дорожным движением, светофор, адаптивное управление, перекресток, имитационное управление, машинное зрение.
Загрузить статью ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК ПЕРЕКРЁСТКА ДЛЯ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОФОРНЫМИ ФАЗАМИ
Библиографическое описание статьи:
Папуловская Н.В., Прытков Д.И. Цифровой двойник перекрёстка для адаптивного управления светофорными фазами // Сетевое научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». 2025. Т. 21, вып. 3 (68). URL: http://www.rypravlenie.ru/?p=4374